Как справиться с сотрудниками-негативистами и прочими энергетическими вампирами




Они и здесь, и там. Они повсюду. Они выводят из душевного равновесия менеджеров, коллег и даже самих себя. Кто они? Если Вы еще не догадались, «они» - это сотрудники-негативисты, с которыми рано или поздно на рабочем месте сталкивается каждый. Если ими правильно не управлять, они могут вытянуть все жизненные соки из Вашего бизнеса или Вас самих.

Что представляет собой сотрудник-негативист? Это человек с отвратительным подходом к жизни и такой же моделью поведения, оказывающий негативное влияние на окружающих его людей. Он проявляет себя всевозможными способами: кто-то распускает слухи о своих коллегах, кто-то очерняет начальство - в лицо и за спиной. В большинстве своем, такие сотрудники – несчастные люди, на которых не действуют положительные импульсы окружающих.

Зачастую начальство не решается уволить таких сотрудников, особенно если они плодотворно работают или обладают особыми умениями и навыками. Иногда руководители просто не осознают степень напряженности, которую создают в компании подобные люди. Мысль, что человек, проделавший неплохую работу, сделал это за счет продуктивности других, сложно принять. Однако игнорирование проблем, источником которых являются эти сотрудники, может быстро вылиться в недовольство остальных. Что следует предпринять HR-менеджеру, столкнувшись с подобной неприятной ситуацией?

Во-первых, проанализировать ситуацию. Каков вклад этого человека в успешность работы всего отдела/фирмы? Насколько он причастен к неудовлетворенности других сотрудников? Отражается ли эта неудовлетворенность в снижении трудового энтузиазма и эффективности работы? Сколько Вам как менеджеру приходится затрачивать времени на контроль над ситуацией? Каковы возможные юридические последствия увольнения этого сотрудника?

Во-вторых, разработать план действий. Если Вы решите спасти сотрудника, прибегнув к увольнению только в самом крайнем случае, вот несколько советов:

- Обсудите ситуацию с самим сотрудником. Возможно, он признает наличие проблемной ситуации, но обвинит в ее возникновении других или начнет вести себя вызывающе. Он также может высказать свои собственные жалобы.

- Оцените позицию, которую занял сотрудник. Даже у недоброжелательного человека могут быть вполне объективные причины для недовольства. Постарайтесь не только проанализировать реакцию сотрудника на Ваши замечания, но и понять, насколько обоснованы его жалобы. Если тревожащие его проблемы и есть причина его негативного поведения, то их решение должно улучшить ситуацию. Зачастую, однако, жалобы такого сотрудника либо служат прикрытием для его поведения, либо проистекают из его собственной негативности.

-Сделайте акцент на том, что Вы хотите от сотрудника изменения поведения, а не отношения. Смиритесь с мыслью, что Вы можете не справиться с задачей превращения его в идеального работника, каким бы отличным управленцем Вы ни были. Однако Вы можете определить ориентир для сотрудника и затем следить за его прогрессом. Как только Вы заметите улучшение, сконцентрируйтесь на другой проблемной области. Разумеется, всегда отмечайте его старания.

-Попросите его коллегу поговорить с ним. Это может быть рискованно, если все сотрудники испытывают к нему неприязнь. Найдите одного или нескольких человек, которые, по Вашему мнению, смогут открыто - но при этом тактично – объяснить, что остальным сотрудникам не нравится его отношение к окружающим. Основная задача – помочь человеку понять, что более доброжелательное поведение принесет пользу всем.

-Подумайте о том, чтобы поручить сотруднику такую работу, которая в некотором смысле изолирует его от других работников и ограничит общение с ними. Для тех проектов, в которых требуется взаимодействие и командная работа, метод изолированности к ним неприменим, однако он может быть действенным в некоторых других случаях. Вам может даже попасться сотрудник, который предпочитает работать в одиночестве и в таких условиях менее негативен. К сожалению, некоторые продолжают искать встречи с сослуживцами – чтобы пожаловаться на работу/начальника/жизнь в целом или обвинить их в своих несчастьях.

-Установите предел и придерживайтесь его. Многие менеджеры в самых различных областях используют правило «три-предупреждения-и-ты-уволен». Поставьте сотрудника в известность о подобном условии, говорите ему о каждом вынесенном предупреждении и напомните ему , когда у него останется одно предупреждение в запасе.

В-третьих, уволить сотрудника. Если сотрудник-негативист игнорирует Ваши предупреждения и отказывается идти навстречу, настало время (быть может, уже несколько упущенное) увольнения. Как только Вы примете решение, действуйте. В противном случае, Вы рискуете потерять уважение и доверие всех сотрудников.

Неофициальный перевод: HR-Life.ru

Автор (биография):
Смит, Грэгори П.

Постоянный адрес материала: http://www.hr-life.ru/article/2178