Рекрутер теряет дважды




Ситуация на рынке рекрутмента ухудшается с каждым днем: чтобы выжить, рекрутеры снижают цены на подбор кадров, хедхантеры реструктурируют условия сделок

В этом году кадровый холдинг «Империя кадров» пересмотрел условия вознаграждения за подбор сотрудников, снизив цену для постоянных клиентов на 20%, для обычных — на 15%, за массовый подбор персонала — на 30%. «Падение объема заказов во втором полугодии 2008 г. по сравнению с первым — 36%, — объясняет такое решение Юлия Смирнова, руководитель департамента по развитию бизнеса. — Пятая часть клиентов первого полугодия 2008 г. перестала пополнять портфель заказов. Приток новых клиентов снизился по отношению к первому полугодию на 50%». По ее оценке, в связи с кризисом выручка Executive search агентств упала на 20%, на 30-50% — рекрутинговых агентств с широкой специализацией и до 90% — специализированных агентств.

«Ситуация на рынке рекрутинговых услуг ухудшалась вместе с мировой: во второй половине 2008 г. спрос снизился приблизительно на 25%, сейчас можно говорить о снижении на 40%», — говорит Сергей Ражев, управляющий директор Cornerstone. По его наблюдениям, в первую очередь пострадали небольшие компании, которые зависели от нескольких клиентов, а также узкопрофильные агентства. Ситуация у лидеров отрасли в целом стабильна. «Если в сфере недвижимости и строительства сейчас затишье, то открытые позиции из фарминдустрии, нефтегазовой отрасли отчасти стабилизируют ситуацию, — отмечает он. — Но требуются новые решения. Постоянным клиентам мы предложили подписать дополнительные соглашения на определенный период о снижении размера нашей комиссии в среднем на 5-7%».

«В 2007 г. в Antal Russia работало 70 консультантов, а в 2008 г. (до октября) их уже было 110, — констатирует Тремейн Элсон, управляющий директор рекрутинговой компании Antal Russia. — Сейчас у нас снова 70 консультантов. Количество проектов снизилось примерно на треть, а сумма, которую мы получаем с каждой сделки, уменьшилась примерно на 10-20%».

«Что касается “Анкора”, общий ценовой диапазон в области подбора остался в пределах 15-25%, но внутри этого диапазона происходит явное смещение в сторону понижения», — признает Наталья Данина, директор центра аналитических исследований «Анкора».

Хантеры не сдаются

У хедхантеров (Executive search компаний) положение получше. Темпы роста глобального рынка хедхантинга в 2008 г. снизились впервые за пять лет: объем рынка за год вырос на 3% (годом ранее рост его составил 22%) и достиг $11 млрд, констатировала Международная ассоциация консультантов по подбору руководителей высшего звена (AESC). По оценке Федора Шеберстова, управляющего партнера Pynes & Moerner, объем российского рынка подбора менеджеров высшего звена в 2008 г. находился в диапазоне $70-90 млн. При благоприятном раскладе суммарная выручка российской индустрии поиска высокопоставленных управленцев в 2009 г. останется на прежнем уровне. Но Игорь Шехтерман, управляющий партнер RosExpert, допускает, что объем российского рынка хедхантинга к концу года упадет примерно на треть.

«С сентября заморожены или отозваны контракты финансового сектора и компаний сектора недвижимости, зато в фармацевтической отрасли, IT и FMCG спрос на топ-менеджеров не уменьшился, что позволило хедхантинговой компании Heidrick & Struggles в России сохранить годовой рост выручки примерно на 30%», — отмечает Маргарита Кошман из Heidrick & Struggles.

По словам Антона Стороженко, партнера Amrop Hever Russia, за прошлый год выручка его компании не упала, но за минувшие три месяца снизилась на 20%.

«Число новых заказов Pynes & Moerner в России в ноябре — декабре 2008 г. снизилось на треть по сравнению с тем же периодом 2007 г., а в феврале 2009 г. сравнялось с февралем 2008 г. Выручка компании за год упала в долларовом эквиваленте на 40%, но осталась прежней в рублях», — рассказал Шеберстов.

«Выручка RosExpert в России по результатам прошлого года снизилась на 12% (в 2007 г. рост составил 47%)», — говорит Шехтерман. Причиной стали замораживание или отзыв прежних контрактов на подбор топ-менеджеров для компаний в металлургии и машиностроении, а также резкое падение окладов руководителей (в среднем на 20%). Шехтерман не видит причин для кардинального пересмотра условий контрактов на подбор топ-менеджеров (как и прежде, вознаграждение хантеров составляет 33% от годового оклада кандидата), но в некоторых случаях система оплаты будет более гибкой.

Подбирают сами

По данным февральского опроса Pynes Group, 101 из 139 опрошенных крупных российских и международных компаний, работающих в России, сократили расходы на рекрутмент. Причем 65% — на услуги Executive search агентств, 94% — рекрутинговых агентств и 36% — на рекрутмент своими силами.

По наблюдениям президента группы компаний HeadHunter Юрия Вировца, число вакансий на кадровом рынке упало вдвое (многие заморожены) и более чем вдвое увеличилось число резюме, а число откликов на предложение о работе выросло раз в 20. Работодатели предпочитают искать кадры своими силами. По оценкам Вировца, объем рынка рекрутмента в 2008 г. составил $200-300 млн, а в наступившем году ожидается сокращение объема на 60%.

«За 2008 г. ожидался объем рынка в $500 млн, кризис снизил этот результат на 8-10% до $450-460 млн», — говорит Валерий Оськин, исполнительный директор Ассоциации консультантов по подбору персонала. По его мнению, развитие ситуации на рынке рекрутмента в этом году зависит от того, насколько велика будет новая волна увольнений в HR-подразделениях и насколько кадровый аутсорсинг сможет заменить HR-специалистов внутри компаний. Зависит и от гибкости рекрутеров — но не в демпинге, а в создании новых услуг, от умения предвидеть новые «центры роста» в экономике. В 2009 г. они будут не глобальные, а локальные, подчеркивает Оськин. Наконец, от того, заключает он, насколько кадровые компании сумеют быть полезными государственному бизнесу, объем которого будет расти.

Михаил Малыхин
Григорий Милов
Ведомости

Постоянный адрес материала: http://www.hr-life.ru/article/2263