Домашний персонал имеет право на пенсию




В наше время – время становления капитализма – люди трудоспособного возраста должны и заинтересованы много работать. Это порождает спрос на домашний персонал – людей, выполняющих различные обязанности по дому, от няни для ребенка до сторожа в загородном доме. Наниматели и наемный персонал связаны трудовыми отношениями, но их правовое оформление весьма неудовлетворительно. В лучшем случае, между нанимателем и домашним персоналом заключен трудовой договор. А насколько содержание договора соответствует трудовому законодательству?

Если обратиться к Трудовому кодексу, то увидим, что в нем подробно описаны нормы трудовых отношений на предприятии, в организации. А к отношениям между нанимателем и домашним персоналом эти нормы впрямую не применимы. Например, как построить график работы няни, если ее вызывают к ребенку в срочном порядке, когда маме надо срочно уйти из дома? А как оценить продолжительность рабочего дня, если и жизнь, и работа проходит в загородном доме, и помощь домашнего персонала может потребоваться в любое время? А если одна домработница совмещает обязанности уборщицы, поварихи, няни, репетитора, то это одна ставка или внутреннее совмещение? Вообще трудовые отношения с домашним персоналом – это белое пятно и в Трудовом кодексе, и в налоговом законодательстве.

Какие соцгарантии есть у домашнего персонала

Как происходит оформление отношений между нанимателем и домашним персоналом? Соискатель прошел собеседование, он понравился, ему предложили прочитать и подписать трудовой договор, и завтра он может выходить на работу. А по закону наниматель должен зарегистрировать трудовой договор в местном органе власти, а затем встать на учет в налоговой инспекции и зарегистрироваться как плательщик в всех социальных фондах. После этого он становится плательщиком налога на доходы своего домашнего персонала и взносов в страховые фонды. Понятно, что в жизни так, как надо по закону, происходит очень редко, и не только потому, что налоги чрезвычайно высоки. Так, наниматель должен заплатить в четыре страховых фонда 34% от зарплаты работника, и удержать из его зарплаты и перечислить в бюджет еще 13% его зарплаты. Но это еще не все. Какой простой наниматель, не владеющий тонкостями бухгалтерии, в силах грамотно и без ошибок выполнить эти пять налоговых платежей? А потом проверить, все ли деньги дошли по назначению, а если не дошли, то почему. А потом ежеквартальной отчетностью подтверждать суммы, начисленные в фонды, чтобы уплаченные взносы упали на пенсионный счет работника.

Поэтому пенсионное страхование домашнего персонала – явление крайне редкое. То же самое можно сказать о социальном страховании, то есть о возможности домашнего персонала заболев, получить больничный лист. Такое может себе позволить, например, бизнесмен – владелец предприятия, которой можно вменить в обязанность бухгалтерии регистрацию договоров и перечисление платежей домашнего персонала хозяина предприятия, конечно, если на это есть добрая воля самого хозяина. И это одна из причин, почему домашний персонал не имеет тех социальных гарантий, которые имеют работники предприятий.

Сегодня домашний персонал составляет достаточно большую группу на рынке труда, и спрос на нее не падает. В будущем спрос может только повышаться. Очень многие люди чувствуют в сфере ведения домашнего хозяйства комфортно и на своем месте и не собираются менять специальность. Это может быть сиделка для больного, которая работала медсестрой на отделении и успевала только выполнить необходимые процедуры для многочисленных больных, а своему единственному пациенту она может обеспечить достойный уход. Или бывшая учительница, а теперь гувернантка, которая устала от многочисленных и бесплатных нагрузок в школе. Или домработница с дипломом инженера, которая уже забыла свою первую профессию, но зато замечательная домработница. А многим просто поздно что-либо менять. И пока эти люди работают домашним персоналом, им не засчитывается трудовой стаж и не начисляются пенсионные накопления.

Вывод очевиден. Сегодня многочисленный сегмент рынка труда домашнего персонала лишен основных социальных гарантий, и это реальная задача российских законодателей.

Статью подготовило агентство по подбору домашнего персонала http://friday5.ru.

 

Постоянный адрес материала: http://www.hr-life.ru/article/3754