Компании борются за привлечение студентов




Компании, работающие на российском рынке, созрели для того, чтобы выращивать для себя специалистов. Они готовы брать студентов и выпускников вузов на стажировку и платить им за то, чтобы они залатывали дыры в фундаментальном, но весьма оторванном от действительности образовании. Однако сами вузы не всегда приветствуют такого рода начинания.

Поиск работы летом традиционно ассоциируется со студентами или выпускниками вузов, которые пытаются заработать во время каникул. При этом, как утверждают рекрутеры, с каждым годом у них появляется все больше оснований для того, чтобы интересоваться не только низкоквалифицированным трудом, вроде продажи газировки. Сегодня они вполне могут претендовать на работу, имеющую отношение к будущей специальности.

2135.jpg«Кому однозначно стоит искать работу летом, так это студентам и выпускникам вузов», - отмечает партнер рекрутинговой компании Marksman Михаил Торчинский. По его словам, многие компании, в первую очередь западные, предлагают оплачиваемые стажировки. Для молодых людей, чье образование зачастую оторвано от реальности, это очень хороший шанс окунуться в бизнес-среду, приобрести опыт. В этом случае уже ближе к осени, когда компании активизируют поиск сотрудников, выпускникам будет проще искать постоянную работу.

Летом же временный сотрудник часто используется для того, чтобы заменить отпускников или облегчить сезонную нагрузку в компании, когда, например, происходит пик продаж, отмечает руководитель отдела маркетинга рекрутинговой компании «Анкор» Елена Клековкина. По ее словам, студентов охотно берут на такую работу, так как она оплачивается в среднем от $2 до $10 за час. И профессионалам с большим опытом работы такая зарплата может показаться недостаточной.

Вырасти себе сотрудника

«Уже давно на рынке существует такое понятие, как graduate recruitment. Это программы по работе с молодыми специалистами. Они могут быть регулярными и начинаться с сентября или носить сезонный характер. Начали реализовывать такие программы в России западные компании», - отмечает директор по маркетингу рекрутингового агенства «Контакт» Татьяна Ананьева.

По словам Елены Клековкиной, если три-четыре года назад можно было заметить лишь единичные случаи реализации программ по трудоустройству студентов и ими в первую очередь интересовались табачные компании, то сейчас список работодателей разросся. Стажировки у себя организуют компании различных секторов рынка: индустриальные, консалтинговые, страховые, представительства западных автомобильных компаний. «Все они заинтересованы в привлечении свежих ресурсов. Ведь сегодня на рынке труда сложилась тяжелая ситуация, квалифицированных специалистов не хватает, стоят они дорого. Поэтому компании вынуждены сами выращивать специалистов», - утверждает Елена Клековкина.

Однако одно дело заявить о готовности принимать студентов, а другое - реализовать это на практике. Как ни странно, главной помехой становится руководство альма-матер. «Большой проблемой при реализации программ по набору студентов и выпускников является взаимодействие с вузами, - отмечает Татьяна Ананьева. - На сегодня не существует буферных механизмов для общения между студентами и бизнес-структурами». По ее словам, есть вузы, где такое взаимодействие пытаются развивать. Это экономический факультет МГУ, Высшая школа экономики. Они проводят встречи студентов с представителями компаний, ярмарки вакансий, оказывают помощь при трудоустройстве на квалифицированную работу. Однако, как утверждают рекрутеры, эффективность мероприятий, подобных ярмаркам вакансий, крайне невелика. «В реальности работу в дни открытых дверей находят себе не более, чем 1-2% студентов», - отмечает генеральный директор рекрутинговой компании 3R Анна Рыжкова.

Война работодателям

«Зачастую вузы препятствуют приходу работодателей к студентам», - отмечает Татьяна Ананьева. В технологических вузах это делается из принципиальных соображений. Там считается, что все силы студент должен направлять на учебу, а не на работу. Поэтому процесс «завлечения в компании» пытаются максимально усложнить. Кроме того, западным компаниям во многие вузы путь закрыт из квази-патриотических соображений.

Случается, что работодатели сталкиваются и с противодействием более высокой категории. Как рассказала «Известиям» глава одной из крупнейших рекрутинговых компаний, за устройство студентов на стажировку в деканате Московского архитектурного института потребовали заплатить. Стоимость одного студента составляла два его будущих оклада, разумеется в пользу самого вуза. Еще $500 предлагалось заплатить за разрешение повесить объявление на деканатской доске. Как показал опрос рекрутеров, подобная ситуация не является единичной.

«Очень сложно договориться с вузом даже о том, чтобы собрать студентов и рассказать им после лекции о том, на что стоит обратить внимание, какие знания востребованы на рынке труда», - отмечает Анна Рыжкова. По ее словам, рекрутеры, которым приходится сталкиваться с несостоятельностью выпускников и их неготовностью к работе в бизнесе, периодически предпринимают попытки объяснить студентам, какими должны быть маркетологи или технические специалисты. «Ведь и студенты, и вузовские преподаватели живут в вакууме, они познают теорию и ничего не знают о практике бизнеса», - отмечает Анна Рыжкова. Однако вузы, по ее словам, видят в приходе рекрутеров проблему, они боятся потерять свой авторитет.

Автор: Варвара Агламишьян
Источник: Финансовые известия

Постоянный адрес материала: http://www.hr-life.ru/article/kompanii-boryutsya-za-privlechenie-studentov