Подробнее о курсе >>>
Модуль 1. Обучение персонала – инструмент для решения задач бизнеса.
Корпоративное обучение. Цели. Задачи. Актуальность.
- Решение задач бизнеса через обучение сотрудников
- Методы выявления потребности в обучении
- Стратегические и тактические цели корпоративного обучения
Логическая подстановка: построение взаимосвязанной цепи качества обучения и реализации целей бизнеса.
Современные подходы к обучению и развитию персонала компании.
- «Знания» компании как функционирующей хозяйственной единицы
- Концепция Питера Дракера об устаревающих знаниях в организации
- Теория организационного научения (Оrganisational learning)
- Питер Сенге. Предприятие как система, способная создавать и осваивать новые знания
- Теория интеллектуального капитала К.Э. Свейби, М. Мэлоун, Т. Стюарта
- Джеймс Брайан Куинн. Знания компании – нематериальный актив
Упражнение на определение потребности в развитии компетенций сотрудников.
Корпоративная модель компетенций.
- Алгоритм выбора компетенций для компании
- Примеры систематизации и выбора компетенций в корпоративных моделях российских и зарубежных компаний
Моделирование: Разработка модели компетенций для компании.
Технология разработки матрицы компетенций.
- Формирование компетенций на базе структуры компании
- Выбор ключевых компетенций для должностных уровне
- Определение ключевых компетенций для каждой должности
- Каскадирование компетенций на разные уровни управления
Упражнение. Разработка сетки компетенций.
Разработка кластеров компетенций.
- Коммуникативные
- Личностные
- Профессиональные
- Поведенческие (социальные)
- Мотивационные
- Аналитические
- Предпринимательские
- Исполнительские
- Управленческие
- Креативные
- Лидерские
Моделирование: Разработка словаря компетенций.
Модуль 2. Построение системы обучения персонала в компании. Отдел обучения – Учебный центр – Корпоративный университет.
Элементы системы обучения персонала в компании.
- Подразделение по обучению, Корпоративный университет, Учебный центр
- Организационные ресурсы
- Формализованные процессы и регламентирующие документы
- Методологическая база
- Система оценка качества и результатов обучения
Моделирование: система обучения методом ментальной карты.
Формы и методы обучения.
- Массовое обучение
- Групповое обучение (тренинги, семинары)
- Индивидуальное обучение (коучинг, наставничество)
- Дистанционное обучение (видео-курсы, вебинары
- Учебные курсы на электронных носителях
- Очное обучение (на рабочем месте, на выездных курсах)
- Заочное обучение (по договорам с ВУЗами, бизнес-школами)
- Мастер-классы
- Методы активного обучения (деловые игры, кейс-обучение, моделирование, анализ, проектирование, интерактивные программы)
Упражнение: логическая подстановка методов обучения, формы и целевые группы.
Инструменты обучения.
- Кейс-стади (case-study)
- Информативная презентация
- Разработка сценария деловой игры
Упражнения на оценку кейсов, структурную разработку кейсов, презентаций и сценариев игр.
Методическое планирование.
- План-сетка (краткосрочное, долгосрочное планирование обучения персонала)
- Этапы организации обучения
- Оценка качества программ обучения
Упражнение: планирование обучающих мероприятий.
Решение задач: «Нормы дозволенного и запрещенного», «Расчеты и прогнозы».
Менеджеры и специалисты по обучению.
- Рынок труда и критерии отбора профессионалов в области обучения
- Функциональные и оперативные задачи специалистов по обучению
- Поиск и привлечение тренеров-фрилансеров
- Поиск, оценка, отбор и найм корпоративных тренеров и специалистов по обучению (особенности требований к квалификации и опыту)
- Индивидуальные KPI
Практическое задание: определить потребность - составить профиль - найти специалиста.
Организация наставничества как способ передачи знаний в компании.
- Понятие, цели и задачи
- Методы и инструменты
- Менторы и ученики
- Программа наставничества
- Положение о наставничестве
- Способы мотивации реализации программы наставничества
- Условия сотрудничества и договорные отношения
Моделирование системы наставничества и планирование мероприятий.
Работа с внешними провайдерами обучающих услуг.
- Рынок образовательных услуг
- ВУЗы, Бизнес-школы, Курсы повышения квалификации, тренеры-фрилансеры
- Критерии выбора учебного заведения
Решение кейсов: «ВУЗ или колледж», «Фриланс», «Бизнес-школа».
Модуль 3. Оценка эффективности и результативности обучения.
Корректное планирование обучения персонала компании.
- Ошибки планирования обучения и риски неверной стратегии развития персонала в компании
- Методы выявления потребности в обучении сотрудников в компании
- Разработка годового плана обучения персонала
Решение кейсов: «Издательский дом», «Целлюлозная фабрика», «Вредное производство».
Ключевые показатели эффективности организации обучения.
- Постановка целей обучения, формирование задач и индивидуальных результатов обучения через Ключевые Показатели эффективности
- Разработка КПЭ для менеджеров и специалистов по обучению исходя из общих целей системы обучения
Моделирование: ключевые показатели эффективности отдела обучения.
Модель оценки по компетенциям результатов обучения сотрудников.
- Ключевые компетенции для оценки результатов обучения
- Лист оценки по компетенциям
- Критерии оценки новых компетенций
- Инструменты и приемы оценки результатов обучения по компетенциям
Упражнение: разработка индикаторов измерения уровня компетенций.
Техники интерпретации полученных данных.
- Логика
- Субъективная оценка
- Личный и социальный опыт
- Корректные способы расшифровки данных
- Интерпретация результатов оценки влияния внешних и внутренних факторов на качество обучение
Анализ. Расшифровка результатов обучения по кейсу.
Инструменты оценки эффективности обучения.
- Алгоритм разработки:
- анкет
- кейсов
- опросных листов
- тестов для оценки результатов обучения
- Принципы и правила целевого применения инструментов оценки
- Корректная интерпретация полученных данных
Моделирование. Разработка тестового задания для оценки новой компетенции.
Оценка эффективности тренингов.
- Социальная и экономическая эффективность активного обучения
- Отсроченный эффект активных форм обучения
- Критерии оценки тренингов на развитие коммуникативных (или любых других) навыков
- Оценка результатов тренингов на развитие управленческих навыков
- Оценка результативности тренингов командообразования
Ролевая игра: «Знания (знаю - понимаю)», «Умения (осваиваю - выполняю)», «Навыки (обучаю-закрепляю)».
Модуль 4. Развитие персонала. Мероприятия по результатам обучения.
Развитие персонала в компании: понятие, цели, задачи, принципы.
- Управление потенциалом сотрудников
- Корректная расстановка кадров
- Подготовка персонала (профессиональная и социальная адаптация)
- Повышение квалификации (углубление, расширение и дополнение профессиональных знаний и навыков)
- Переподготовка персонала (обучение новым профессиональным знаниям, новой специальности)
Решение задачи: Ротация кадров.
Создание кадрового резерва из потенциальных лидеров.
- Группы компетенций для оценки лидерского потенциала специалистов
- Методы выявления лидерских компетенций
- Алгоритм работ по созданию кадрового резерва
- Мотивация и удержания сотрудников кадрового резерва
- Принципы построения кадрового резерва на примере ведущих компаний России
Моделирования. План формирования кадрового резерва.
Планирование индивидуальной карьеры по всем подразделениям.
- Концепции карьерного развития ведущих мировых и российских компаний
- Алгоритм построения карьерного пути и индивидуального карьерного планирования
- Направления внутриорганизационной карьеры (вертикальная, горизонтальная, функциональное развитие, линейное, отраслевое)
- Введение в должность
Моделирование. Карьерный путь в структуре компании.
Работа с уникальными специалистами (талантами).
- Критерии определения талантливых сотрудников
- Модели компетенций уникальных сотрудников
- Планирование обучения и развития талантливых специалистов
- Критерии оценки эффективности программ развития талантов компании
Упражнение: разработка профессиональных профилей уникальных специалистов.
Развитие линейных руководителей.
- Роли руководителей (лидер, администратор, предприниматель)
- Возможные пути развития руководителей среднего и высшего звена
- Решение проблемы «потолка» развития топ-менеджера
- Решение проблемы выхода из компании в конкурирующую среду
- Программы удержания и сохранения управленческих и уникальных компетенций в компании
Бюджет системы обучения персонала.
- Алгоритм построения бюджета на обучение персонала с нуля
- Статьи расходов
- Планирование, распределение и освоение бюджета
- Риски и пути их предупреждения
- Планирование, прогнозирование, расчет
- Способы оптимизации расходов
- Инвестирование в развитие компетенций сотрудников
Защита проекта с мини-презентацией: План обучения и защита бюджета.
Записаться на курс >>>