Рынок труда вернется к докризисному состоянию в 2011 году (Morgan Hunt)


HR-Life.ru, 02.12.2009
Так считает большинство (23%) опрошенных в ходе ежегодного исследования рынка труда, проведенного компанией Morgan Hunt. 20% респондентов прогнозируют возврат к докризисным показателям в 2012 году, а 18% ждут изменений уже осенью 2010 года.

Исследование было проведено в ноябре 2009 года с целью выявить основные тенденции в области кадровой политики работодателей в 2009 году, а также определить прогнозы экспертов на 2010 год. В опросе приняли участие представители 100 российских и международных компаний из различных отраслей бизнеса: банки, легкая промышленность и пищевая промышленность, страхование, торговля, финансы и инвестиции, тяжелая промышленность, фармацевтика и медицина, ИТ и телекоммуникации, нефтегазовая промышленность и профессиональные услуги.

Большую часть принявших участие в исследовании компаний составили компании с численность персонала от 1000 сотрудников (46%), причем 63% опрошенных компаний – иностранные структуры. 40% респондентов занимают должность директора по персоналу, 20% - менеджера по персоналу. 20% составляют руководители различных подразделений, не относящихся к HR-функции, что говорит об интересе менеджеров к вопросу управлениям персоналом.

Оценивая положение компании на рынке, респонденты разделились: по 37% опрошенных отметили, что ситуацию улучшилась по сравнению с 2008 годом или осталась без изменений. Об ухудшении ситуации говорили 26% опрошенных. Говоря об отрасли  в целом, больше половины респондентов (53%) отметили некоторое улучшение по сравнению с началом 2009 года. Некоторое ухудшение и значительное ухудшение отметили 24% и 6% опрошенных соответственно. Большинство участников исследования (58%) смотрят в будущее с оптимизмом и ожидают улучшения показателей работы компании в течение следующего года.

Один из главных вопросов уходящего года – сокращения персонала. 44% компаний заявили, что численность их сотрудников в 2009 году сократилась, при этом более половины всех опрошенных компаний (52%) проводили сокращения персонала. 13% отметили, что сокращения были, но в конце 2008 года. О том, что сокращений не было, заявили 35% компаний. Как позитивный тренд можно отметить 28% компаний, численность персонала в которых в 2009 году увеличилась.

Среди отраслей лидером по сокращениям является финансовая сфера (банки, страховые и инвестиционные компании, кредитные организации) – здесь сокращения провели 90% работодателей. Производственные компании пережили кризис легче: даже при сокращениях персонала общая численность сотрудников была компенсирована новым набором и в результате даже увеличилась. Столпом стабильности в 2009 году можно назвать ИТ-компании и особенно сферу фармацевтики и медицины: представители этих отраслей о сокращениях не заявили.

Больше всего во время сокращений пострадал административный персонал (35% опрошенных компаний), а также отдел продаж (31%), обслуживание клиентов (28%), бухгалтерия (28%) и ИТ 25%). Меньше всего пострадала логистика (5%) и закупки (10%). Больше всего сокращали специалистов - о сокращениях на этом уровне заявили 38% опрошенных. На втором месте оказались менеджеры среднего звена  - их сократили 20% компаний. В 18% компаний сокращения прошли на всех уровнях.

По результатам исследования, четверть опрошенных работодателей (25%) сократили 5-10% от общей численности персонала, 10% - от 10% до 15% сотрудников, и только 5% компаний сократили половину своих сотрудников, причем последние относятся преимущественно к финансовой сфере.

В 2010 году 76% компаний не планируют сокращать персонал, однако еще 10% респондентов выразили мнение, что сокращения будут, хотя и не планируются. 44% компаний уже ведут набор нового персонала, еще 35% намерены возобновить подбор в 2010 году, но по-прежнему большой процент (21%) опрошенных не планируют набирать новых сотрудников.

Почти все опрошенные компании используют более одного ресурса при подборе. Самым популярным является собственный подбор (86%), за ним следуют рекомендации сотрудников (73%). Это свидетельствует о возросшей тенденции сокращать до минимума затраты на подбор персонала и делать по максимуму своими силами. В новом году компании намерены решать кадровые задачи в прежнем составе: 84% работодателей не планируют расширение или сокращение численности персонала в службе персонала.

Услугами рекрутинговых компаний в 2009 году пользовались 69% компаний, что для кризисного года хороший показатель. К популярному источнику информации можно также отнести Интернет: размещение вакансий на job-сайтах и на собственном корпоративном сайте используют 57% и 50%. Аутсайдером являются ярмарки вакансий: их отметили всего 18% компаний, что можно объяснить сокращением и заморозкой подбора персонала на начальные позиции, который обычно и ищут на ярмарках вакансий.

В отношении требований к кандидатам мнения разделились практически поровну: 54% опрошенных заявили, что требования не изменились, а 46% отметили, что требования возросли. Ответ «Требования снизились» не выбрал ни один из респондентов. При этом более половины опрошенных (55%) отметили, что продуктивность сотрудников их компаний в кризисный год повысилась.

Среди других позитивных тенденций года можно отметить подход к обучению персонала. 86% компаний в 2009 году занимались развитием сотрудников, несмотря на то, что расходы на обучение сократились в 55% компаний (что вызвано сокращением бюджетов и политикой экономии). 71% от общего числа опрошенных компаний обучал персонал своими силами, а 63% привлекало внешних провайдеров, при этом большинство компаний совмещало оба подхода. Отказались от обучения только 3% компаний, и столько же заявило, что практики обучения сотрудников не было вообще.

Тренинги являются абсолютным лидером среди форм обучения. Их назвали 84% опрошенных. Заметно отстают от них участие сотрудников в конференциях и наставничество – по 55%. Популярно также дистанционное обучение (53%) и стажировки сотрудников в офисах компании в других регионах (47%). Второе высшее образование в 2009 году оплатили своим сотрудникам только 10% опрошенных компаний. Как отмечали респонденты, кризис дал толчок развитию внутренних тренеров и повышению их профессионализма, и это одно из позитивных влияний кризиса.

В 2010 более 90% компаний планируют заниматься обучением персонала. 73% собираются обучать сотрудников своими силами, а 60% готовы обращаться к провайдерам, причем большинство компаний будут применять смешанных подход: часть программ проводить сами, а часть отдавать на аутсорсинг.

Один из острых вопросов рынка труда – заработные платы. 56% респондентов заявили, что базовые оклады сотрудников в их компаниях в 2009 году не изменились. Почти треть (32%) отметили, что оклады были увеличены. Что касается премиальных выплат по итогам 2009 года по сравнению с предыдущим годом, половина опрошенных не ожидает никаких изменений. О снижении заявили 32%, а 13% компаний заплатят своим сотрудникам даже больше, чем по итогам 2008 года.

В отношении социальных льгот рынок разделился: 40% компании сократили расходы на социальные льготы сотрудникам, 55% сохранили их на прежнем уровне и только 5% увеличили расходы. 60% работодателей сохранили все льготы и объем, в котором они предоставляются, 25% сократили и объем, и перечень льгот, а 10% работодателей отменили все льготы.

Как показал опрос, самой популярной льготой является оплата сотовой связи. Ее предоставляют 92% компаний. На втором месте – ДМС (84%) и служебный автомобиль для отдельных категорий сотрудников (81%). Оплачивать фитнес-клуб готовы только 5% работодателей. Больше всего среди социальных льгот в 2009 году пострадали ДМС, оплата обедов и оплата обучения – по 10% компаний заявили об их отмене. Среди работодателей более щедры на льготы компании из сферы FMCG, а в банковской сфере льготы были серьезно урезаны.

Развитие бренда работодателя – популярная, но затратная мера, однако можно отметить, что только 12% компаний не вносят развитие бренда работодателя в число своих планов. В 61% работа по укреплению HR-бренда уже ведется, а 27% компаний ее планируют.

В целом, стоит сказать, что руководители, менеджеры и специалисты по персоналу настроены позитивно: абсолютное большинство (78%) респондентов ожидают, что в 2010 году ситуация на рынке труда будет лучше, чем в 2009. 

 

Справка

Morgan Hunt - лидирующая рекрутинговая компания, предоставляющая услуги по подбору топ-менеджеров и руководителей среднего звена для бизнеса в Великобритании и России.

Группа компаний Morgan Hunt был основана в Лондоне в 1994 году. Сегодня Morgan Hunt – обладатель престижных наград и признанный лидер в области подбора персонала для компаний различных отраслей деятельности, включая некоммерческие организации и государственные учреждения.

Morgan Hunt работает в России с 1995 года и занимается поиском топ-менеджеров и руководителей среднего звена в следующих сферах: финансы, банки, промышленность, нефть и газ, телекоммуникации, товары народного потребления, розничная торговля, продажи и маркетинг, PR, управление персоналом, строительство, недвижимость и юриспруденция.

Morgan Hunt – это высокопрофессиональная команда консультантов компании в Лондоне, Москве и Санкт-Петербурге. 


Ссылка: www.morganhunt.ru
Марина Лукьянцева (Координатор по PR и маркетингу компании Morgan Hunt)
+ 7 495 921 21 10