Меркантильность предпочтений


Penny Lane Personnel, 27.04.2011
Карьерные предпочтения во многом объясняют и непомерные зарплатные аппетиты выпускников российских вузов. Правда, после кризиса они стали более адекватны предложениям на рынке труда.

Грустно, но факт: российские студенты более меркантильны, чем западные. В компаниях-работодателях их привлекает финансовая сила и стабильность, а студентов Европы — творческая и динамичная рабочая атмосфера.

Поэтому неслучайно лидерами российского рейтинга идеальных работодателей стали «Газпром», ЛУКОЙЛ, Сбербанк и РЖД, а для западных студентов — те, которые известны своим творческим подходом, например, Google, Apple, L`Oreal, LVMH. То есть российские студенты предпочитают инновациям финансовую стабильность, пишет «КоммерсантЪ», ссылаясь на результаты исследования шведской компании Universum о приоритетах студентов при выборе карьеры.
Впрочем, российских студентов можно понять — их испугал недавний кризис, последствия которого в нашей сырьевой экономике будут ощущаться еще долго. Но это лишь одна из причин того, почему они ищут не творческой и динамичной атмосферы на работе, не баланса между работой и отдыхом (что характерно для студентов Европы и США), а главным образом — надежности и стабильности работодателя.

Несмотря на то, что этот критерий при выборе будущего работодателя вошел в тройку лидеров при опросе студентов почти всех стран (за исключением французов, которые поставили его на седьмое место), только у студентов РФ стабильность работы и финансовая безопасность оказалась на первом месте.

Опрос также показал, что в отличие от китайцев российские выпуск-ники вузов не стремятся управлять, по крайней мере сразу. А вот желание стать экспертом-специалистом в своей области у россиян гораздо выше: эта цель для них важнее, чем возможность проявить творческие и предпринимательские качества.

Результаты опроса исследователей не удивили. Как отметил региональный директор Universum в России Андрей Хрупа, российские студенты по специализациям бизнеса и экономики выбирают потенциальных работодателей «по обложке» — то есть по коммерческим атрибутам и раскрученности компании.

Вывод, к которому пришли исследователи, неутешителен: лидеры российского рейтинга идеальных работодателей у российских студентов «не ассоциируются ни с инновациями, ни с творчеством, ни с динамичной атмосферой». Более того, студенты уверены, что перечисленные характеристики у данных работодателей развиты «ниже среднего». Факт тем более парадоксален, если назвать эти компании.

Итак, вот рейтинг наилучших работодателей с точки зрения российских студентов, специализирующихся в области бизнеса и экономики: «Газпром» (что неудивительно), ЛУКОЙЛ, Сбербанк, BMW (здесь и далее речь идет о представительствах иностранных компаний в России), РЖД, ВТБ24, Google, Toyota, Coca-Cola, «Роснефть», Microsoft, Банк Москвы, IKEA, L'Oreal, Nokia, Procter & Gamble, Raiffeisen, Unilever, Pricewaterhouse Coopers, Nestle, Ernst & Young, Bank of America/Merrill Lynch, «Татнефть», MTC, KPMG.

Практически ничего не меняет в предыдущих предпочтениях рейтинг, составленный студентами, специализирующимися в области инженерии и естественных наук: «Газпром», ЛУКОЙЛ, РЖД, BMW, «Роснефть», Microsoft, Schlumberger, Intel, Nokia, Siemens, Google, «Транснефть», Toyota, TNK-BP, IBM, «Сургутнефтегаз», Volkswagen, Sony, «Татнефть», «Норильский никель», General Electric, Shell, Сбербанк, MTC, Volvo Group.

Правда, в приведенных рейтингах карьерных предпочтений нужно сделать важную сноску, по выражению доктора экономических наук Валерия Горегляда, на «обширный паразитарный сегмент псевдоэкономического образования». То есть на дилетантизм значительной части российского студенчества.

Упомянутый специалистом дилетантизм объясняется тем, что подготовку по специальностям «экономика» и «менеджмент» сейчас осуществляют 90% зарегистрированных институтов и филиалов.

В первую очередь — это частные вузы, которые, взяв на вооружение нелепое мнение, будто подготовка экономистов не требует ни специальной материальной базы, ни высококвалифицированных преподавателей, ни качественной практики, развернули агрессивную лоббистскую и маркетинговую кампанию в поддержку общепрофильного экономического образования. Именно такие некомпетентные учебные заведения плодят экономистов и менеджеров, которые знают чуть‑чуть обо всем, но ничего конкретного.


ЗАРПЛАТОМЕР

Карьерные предпочтения во многом объясняют и непомерные зарплатные аппетиты выпускников российских вузов. Правда, после кризиса они стали более адекватны предложениям на рынке труда.


Это подтверждает анализ зарплатных ожиданий московских специалистов, окончивших государственные вузы Москвы в период с 2006 по 2010 год.

Как отмечают аналитики Исследовательского центра портала Superjob.ru, размеры окладов, на которые претендуют сейчас выпускники вузов прошлого, 2010 года, в среднем на 55% ниже тех, которые требовали выпускники, например, 2006 года.

Кризис и реальная цена выпускников, которые «учились понемногу чему‑нибудь и как‑нибудь», несколько сбили зарплатную спесь.

Так, на самый высокий стартовый оклад (39 тысяч рублей) из списка двадцати профессий претендуют молодые программисты, защитившие дипломы в прошлом году. Аппетиты остальных скромнее. На 35 тысяч рублей надеются в своих резюме молодые архитекторы, инженеры-проектировщики и бухгалтеры.

Еще меньше, 30 тысяч рублей, требуют от работодателей юристы, экономисты, маркетологи, специалисты по связям с общественностью, журналисты, переводчики и врачи.

Самые низкие запросы у психологов, экологов и рекламщиков (всего 25 тысяч рублей).

Между тем рынок труда предлагает им еще более низкий уровень стартовых окладов: выпускникам без опыта работы — от 20 тысяч до 26 тысяч рублей, а с опытом до года — от 26 тысяч до 36 тысяч рублей. Как говорится, почувствуйте разницу.

— По моим наблюдениям, выпускники все еще редко реалистично оценивают положение вещей, — утверждает ведущий специалист рекрутингового агентства Penny Lane Personnel Надежда Смирнова. То есть, хотя зарплатные амбиции молодежи обычно выше собственных способностей и профессионального мастерства, но не настолько же вызывающе!

Именно по этой причине трудоустройство молодых специалистов может растянуться до полугода. Поэтому, говорит Надежда Смирнова, наиболее благополучно дела с поиском работы обстоят у тех молодых специалистов, которые еще во время учебы успели приобрести опыт, особенно если это был опыт работы по специальности.

Так что амбиции — это, конечно, хорошо, особенно для карьерных устремлений, но было бы еще лучше, если бы эти амбиции подкреплялись глубокими знаниями в сочетании с профессиональным опытом. Словом, господа студенты, ищите подработку, близкую к вашей специальности, хотя бы уже с третьего курса! В таком случае у вас куча преимуществ: не придется думать, как выжить и кем работать, чтобы прокормить себя, вы будете работать по специальности, развиваться, получать удовольствие от профессиональной деятельности и зарабатывать как профессионал.
Николай Челондай

Ссылка: http://www.birzha-truda.spb.ru/art.php3?n=902&id=27068