Нестандартные методы оценки в подборе персонала




Рынок методов оценки персонала разнообразен и многочисленен. Но не все методы в реальности дают надежные результаты.

В " ИМИКОР" разработана своя технология оценки персонала, позволяющая за короткий срок определить, со стопроцентной надежностью, сколько и в какой области «стоит» кандидат. А о не эффективных методах рассказывает Сергей Дружинин, корреспондент «Ведомостей» из Нижнего Новгорода. Нижегородские рекрутинговые компании все чаще используют нестандартные методики подбора персонала. Поставщик офисных товаров - компания "Балчуг" открывает кадровое агентство, которое будет оценивать соискателей по их фотографиям, " Персоналцентр " использует графологическое тестирование, а " Мегаполис "- провокационные вопросы на собеседованиях. Работодатели относятся к этим методам скептически.Подбор персонала явялется весьма сложным процессом

В начале марта "Балчуг" намерен открыть кадровое агентство, которое будет специализироваться на услугах по подбору и оценке соискателей по их фотографиям, сообщил "Ведомостям» гендиректор компании Алексей Фомин. По его словам, уже арендован офис и набран штат из пяти сотрудников - психологов и психиатров. "Сотрудники компании, основываясь на 2-3-дневном анализе фотографии потенциального работника, смогут определить его склонность к воровству, алкоголизму, наркомании, выявить связи с преступным миром и сексуальные отклонения, дать развернутую характеристику деловых и личностных качеств потенциального работника", - рассказывает Фомин. Планируется, что оценка одного потенциального сотрудника по фотографии будет стоить около 2000 руб. Основными заказчиками данной услуги будут руководители компаний и кадровые агентства, говорит Фомин. Всего планируется обрабатывать до 1000 заявок в месяц, и штат сотрудников будет увеличен до 20 человек. Сам Фомин физиогномический анализ по фото при подборе сотрудников в агентство, по его словам, не использовал.

В нижегородском кадровом агентстве "Персоналцентр" в качестве одной из методик подбора персонала используют графологию - определение деловых и личностных особенностей человека по его почерку. "Размашистый почерк свидетельствует о коммуникабельности человека, его склонности к внешним эффектам в общении; если между буквами в словах есть определенный зазор, то обладатель такого почерка принимает решения спонтанно и необдуманно, если же слитно, то такой человек - логик по натуре», - говорит заместитель директора "Персоналцентра» Наталья Соловьева. Эта методика используется в качестве вспомогательной к традиционным методам. "Достоверность оценки человека, основанной на использовании одной методики, будет заведомо невысокой», - признает Соловьева.

А в рекрутинговой компании "Мегаполис", чтобы оценить гибкость мышления, скорость реакции и стрессоустойчивость соискателя, просто неожиданно задают человеку нестандартные, отвлеченные от профессиональной сферы вопросы при интервьюировании, рассказала "Ведомостям» консультант "Мегаполиса" Татьяна Варзаева. Президент кадрового объединения "Метрополис" (объединяет 53 региональных кадровых агентства) Валерий Поляков знаком с такой методикой.

Одним из наиболее распространенных провокационных приемов оценки кандидата на собеседовании является "обобщающая итоговая провокация", говорит Поляков. Например, интервьюер видит, что кандидат подходит для рассматриваемой должности и заинтересован в ней. Тем не менее консультант с серьезным видом заявляет: "Вы не подходите". Сильный кандидат в такой ситуации не поддается на провокацию и продолжает "продавать себя», стараясь переубедить интервьюера, говорит Поляков. Нестандартные приемы кадровых агентств Поляков связывает с растущей конкуренцией на этом рынке. По его оценкам, российский рынок кадровых услуг растет намного быстрее экономики страны - в среднем на 20% ежегодно - из-за дефицита квалифицированных кадров, роста требований компаний к сотрудникам, расширения спектра предлагаемых кадровыми агентствами услуг.

Потенциальные наниматели относятся к таким методам подбора сотрудников скептически. За добропорядочной и респектабельной внешностью соискателя может скрываться псих и маньяк, заказывать такой рекрутинг - неоправданный риск для работодателя, считает директор рекламной фирмы "Экоград" Иван Лобашов. С ним соглашается директор по персоналу группы "Электроника" Светлана Рыбакова. "Cомневаюсь, что по фотографии можно определять наличие нижегородской прописки и судимости. Это больше напоминает ворожбу и, скорее, вызовет интерес у влюбленных, чем у работодателей", - говорит Рыбакова. "Нельзя определить работоспособность человека, его эрудицию и профподготовку по размеру ушей, носа или размашистости почерка. По фотографиям можно отбирать моделей или солдат в первую кремлевскую роту, но не оценивать адекватность человека и его соответствие вакансии".

Мы присоединяемся к мнению работодателей и коллег и, что бы не портить рынок кандидатов, призываем пользоваться только надежными методиками оценки персонала.

Постоянный адрес материала: http://www.hr-life.ru/article/nestandartnye-metody-otsenki-v-podbore-personala