Портрет шефа на труд не вдохновляет




Любой начальник хочет, чтобы его подчиненные излучали энтузиазм и сворачивали горы. На практике же многие чувствуют себя дрессировщиками, пытающимися расшевелить сонный зверинец. И когда репрессивные методы не приносят ожидаемого результата, руководители пытаются внедрять системы мотивации персонала и поощрять работников за ударный труд. Но часто эти методы дают обратный эффект.

Недавно в одном из московских банков провели внутреннюю реорганизацию, зарплату сотрудников сделали «белой» (в результате она снизилась на 13%), отменили премии - квартальные и годовые. Разумеется, у персонала банка это не вызвало особого энтузиазма. И тогда руководство стало внедрять систему мотивации. Было решено, что по итогам квартала лучший работник получит калькулятор с логотипом банка, а по итогам года - портрет председателя правления. Реакцию сотрудников на такие «поощрения» очень легко себе представить. Аналитики назвали эту ситуацию примером явной «демотивации» персонала: материальное вознаграждение заменили моральным и при этом существенно ухудшили условия труда. Подобные примеры можно приводить бесконечно.

62P-104-003.gif«В одной компании в благодарность за хорошую работу сотруднику разрешили переместить свое рабочее место в другой конец офиса, - рассказывает менеджер по маркетингу компании «Империя Кадров» Ольга Федорова. - Конечно, ему это было совершенно не нужно, и он воспринял разрешение как издевку». Мало того что компания достойно не поощрила сотрудника за хорошую работу, так еще и напрочь испортила желание с той же силой трудиться дальше.

«Одним махом» можно сделать только хуже

«Неадекватная система мотивации влечет за собой недоверие к руководству и ощущение несправедливости порядков, установившихся в организации, и в результате - либо низкие показатели в работе, либо текучесть кадров», - считает руководитель HR-департамента Группы компаний «Планета Фитнес» Татьяна Костяева. Все это, по ее словам, отражается на финансовых показателях компании.

«Большинству топ-менеджеров хочется решить проблему одним махом, чтобы все сразу заработало», - отмечает Юрий Катаев, специалист по поиску и подбору персонала компании «Империя Кадров». Волшебное средство либо ищется в учебниках по менеджменту, либо подсматривается у других компаний. При этом мало кому приходит в голову разобраться, в чем причины угасания энтузиазма и низкой производительности труда, и выяснить, а как именно надо мотивировать сотрудников.

К наиболее типичным ошибкам, которые допускают руководители, эксперты относят попытку бороться не с причинами, порождающими низкую отдачу работников, а с их последствиями. Например, «низкая трудовая и исполнительская дисциплина персонала может являться следствием плохого морального климата в коллективе, плохих условий труда, низкого качества управления и так далее», считает Татьяна Костяева. По ее словам, руководители в ряде случаев стремятся повышать уровень дисциплины лишь за счет ужесточения требований к исполнителям и введения наказаний для нарушителей. Такой однобокий подход, когда не устраняются причины, порождающие проблему, естественно, не может дать положительного результата в долгосрочной перспективе, а иногда вместо улучшения положения дел даже ухудшает ситуацию.

Начальник, подавай правильные сигналы

«Любая система мотивации в первую очередь начинается с системы управления. И пока наши топ-менеджеры этого не поймут, будут возникать такие ситуации, когда даже зарплата не будет мотивировать человека на хороший и добросовестный труд», - считает Юрий Катаев. Иными словами, бессмысленно устраивать разовые поощрительные акции, если критерии оценки работы не ясны, отделы ведут междоусобные войны, а сотрудники смотрят налево.

В конечном итоге нужно просто подавать работникам правильные сигналы. Практически в любом офисе можно наблюдать такую ситуацию. Один сотрудник сгоряча выкладывается на 100-150%, причем пытается делать это творчески, а другой просто следит за тем, чтобы в его работе не было очевидных проколов. Начальник же никак своего отношения к этому не проявляет. У него может быть на это много причин. Возможно, он сильно занят укреплением своих позиций перед вышестоящим руководством и до подчиненных ему нет дела. Возможно, он не хочет признавать заслуг работника, чтобы не дать ему повода попросить о повышении зарплаты и полномочий. Возможно, что-то еще. Но в конечном итоге он просто дает понять подчиненному, что выкладываться на работе вовсе не обязательно.

Поэтому любые разговоры о мотивации персонала должны начинаться с определения руководством того, что именно оно собирается поощрять. При этом перспективы увеличения зарплаты или повышения в должности, а также критерии, на основании которых такое решение может быть принято, должны быть максимально понятны. «Как показывает практика, возможности профессионального развития и карьерного роста - один из главных мотивирующих факторов, особенно для хорошо образованных, молодых, амбициозных, ориентированных на результат сотрудников. То есть для тех, кто как раз и составляет «золотой фонд» человеческого капитала компании», - отмечает начальник отдела по работе с персоналом TNT Express в России Елена Жуланова.

Что же касается иных путей мотивации, то многие компании проводят анкетирование персонала, чтобы понять, как именно поощрять работников. Ведь, как отмечает Ольга Федорова, «трудно сказать, что хуже: когда работодатель не думает о тебе или когда дарит набор дешевых ручек».

Автор: Варвара Агламишьян
Источник: Финансовые известия

Постоянный адрес материала: http://www.hr-life.ru/article/portret-shefa-na-trud-ne-vdokhnovlyaet