Цель курса: Передать участникам современные и эффективные навыки описания, оптимизации и регламентации деятельности компании для быстрого, технологичного и качественного управления бизнес-процессами.
Целевая аудитория: Руководители и сотрудники служб/отделов качества, отделов развития, отделов по оптимизации процессов.
Программа курса
Часть 1. Система регламентации деятельности
- Общая структура документов компании
- Регламентация трех групп объектов в компании
- Организационные единицы: подразделения, должности.
- Ресурсы: материальные, финансовые, кадровые и другие.
- Бизнес-процессы: процессы верхнего уровня, уровня структурных подразделений и должностного лица.
- Категории регламентирующих документов
- Нормативные документы.
- Организационные документы.
- Планово-учетные документы.
Часть 2. Процессный подход к организации деятельности компании
- Система координат при анализе и регламентации деятельности
- Точка отсчета и параметры деятельности: субъект, объект, предмет, средство, результат.
- Уровни процессов деятельности: необходимость и критерии их выделения, бизнес-процессы базового уровня.
- Принципиальная схема процессов деятельности коммерческой компании
- Основной бизнес-процесс, как полный цикл получения конечного результата - продукта.
- Обеспечивающие бизнес-процессы как циклы управления ресурсами компании.
- Три уровня управления компанией.
- Состав типовых бизнес-процессов в деятельности компании
- Типовой состав основного бизнес-процесса.
- Процессы стратегического уровня управления.
- Объекты и процессы тактического уровня управления.
- Принципы и уровни регламентации процессов деятельности: "Политики", "Процедуры", "Рабочие инструкции".
Часть 3. Технологии описания и оценки бизнес-процессов
- Нотации (языки) описания бизнес-процессов
- Виды и типы нотаций для описания процессов.
- Простая и понятная для экспертов - кросс-функциональная нотация (cross functional).
- Группа нотаций, позволяющая сложное моделирование - IDEF (IDEF0, IDEF3, DFD, IDEF1x).
- Нотации программного средства ARIS (VAD, eEPC).
- Описание существующего бизнес-процесса базового уровня
- Предварительное описание бизнес-процесса с конечного результата ("Обратный ход").
- Проверка правильности описания бизнес-процесса ("Прямой ход").
- Практическое занятие: Предварительное описание фрагмента бизнес-процесса базового уровня (тестовый пример).
- Оценка оптимальности бизнес-процесса базового уровня
- Условия и конечный результат оценки оптимальности бизнес-процесса.
- Оценка оптимальности последовательности процедур БП.
- Оценка оптимальности конечного результата БП.
- Оценка оптимальности промежуточных результатов.
- Оценка оптимальности планирования, контроля и учета БП.
Практическое занятие: Оценка оптимальности процесса по отдельным критериям и составление рекомендаций по оптимизации (тестовый пример).
- Оптимизация бизнес-процесса базового уровня
- Усовершенствование форм передачи данных, планирования, контроля и учета.
- Фиксация оснований для принятия управленческих решений.
- Изменение состава и последовательности процедур.
- Определение областей ответственности за процедуры.
- Изменение требований к конечному результату и содержания процедур.
- Определение нормативов выполнения.
Часть 4. Технология регламентации деятельности компании
-
- Требования к системе регламентирующих документов со стороны различных категорий пользователей (сотрудников компании).
- Требования к системообразующим документам.
- Роль и задачи документа, регламентирующего базовый уровень деятельности: Административной инструкции - "Процедуре".
- Документы детализирующие требования к сотрудникам.
Требования к регламентирующим документам компании
- Разработка Административной инструкции, регламентирующей базовый уровень бизнес-процесса
- Структура инструкции и общие требования к тексту.
- Раздел "Условия и ограничения".
- Раздел "Процедуры выполнения".
- Раздел "Контроль за соблюдением".
- Раздел "Общие положения".
Практическое занятие: Разработка фрагментов текста Административной инструкции на основе схемы бизнес-процесса (тестовый пример).
Практика по описанию, оценке оптимальности, оптимизации и регламентации процессов Компаний участников (работа индивидуальная или групповая в зависимости от количества участников от Компании):
Практическое занятие: Описание фрагмента бизнес-процесса базового уровня.
Практическое занятие: Оценка оптимальности процесса по отдельным критериям и составление рекомендаций по оптимизации
Практическое занятие: Разработка модели процесса «Как должно быть»
Практическое занятие: Разработка фрагментов текста Административной инструкции на основе схемы бизнес-процесса «Как должно быть».
- Правила целостного моделирования и регламентации деятельности компании
- Описание группы процессов базового уровня, как направления деятельности компании.
- Требования к модели процессов деятельности всей компании.
- Правила выбора бизнес-процессов для регламентации.
Практическое занятие: Целостное моделирование 1-го направления деятельности Компании - разработка модели процессов направления деятельности (на примере направления деятельности – Управление персоналом).
- Внедрение регламентирующих документов
- Этапы внедрения.
- Рекомендации по внедрению изменений.
Часть 5. Разработка концепции регламентации деятельности
- Распределение областей ответственности за Регламентацию деятельности
- Высшее руководство.
- Менеджеры среднего звена.
- Сотрудник компании.
- Специалисты структурных подразделений, ответственные за нормативные документы.
- Служба качества (подразделение ответственное за регламентацию деятельности).
- Характеристика процедур работы с нормативными документами
- Оценка и выбор процессов для регламентации в нормативных документах.
- Разработка модели процесса.
- Разработка текста документа.
- Согласование и утверждение документа.
- Внедрение документа в опытную эксплуатацию.
- Контроль соблюдения требований.
- Прекращение действия документа.
Практическое занятие: Разработка плана мероприятий по регламентации деятельности.