Российский рынок труда / Как изменился труд обычного человека за последние десять лет



Во многих компаниях работникам запрещено отключать телефон ночью или во время отпуска — за это им грозят депремированием, а то и увольнением. Оплата связи для работников стало важным пунктом соцпакета.

1. Всегда на связи

Во многих компаниях работникам запрещено отключать телефон ночью или во время отпуска — за это им грозят депремированием, а то и увольнением. Оплата связи для работников стало важным пунктом соцпакета.

2. Поголовная «вышка»

За десять лет в России почти в три раза увеличилось количество студентов, обучающихся в негосударственных вузах, — с 470 тысяч до 1,2 миллиона. В стране установилось рекордное соотношение: на двух выпускников школ приходится одно бюджетное место.

3. Борьба за Интернет

 Сеть плотно вошла в нашу жизнь, компьютер появился почти у каждого второго. Наличие свободного доступа в сеть на работе — одна из ценимых работниками привилегий. Аська, «Одноклассники» стали одними из распространенных рабочих «отлыниваний» — по данным superjob.ru, 27% опрошенных признаются, что иногда развлекаются в Интернете. Работодатели начинают ужесточать контроль: с одной стороны, без сети многие просто не смогут работать, с другой — работник должен работать, а не висеть в форуме. В итоге более четверти (28%) российских компаний контролирует переписку сотрудников по корпоративной электронной почте, 7% отслеживают коммуникации по ICQ, а 3% — общение по скайпу.

 4. Офисы и офисная философия

 Кабинеты сменились большими открытыми помещениями — концепция open space; сотрудники привыкли быть на виду и переговариваться друг с другом из-за перегородок. Резко увеличилось количество офисного планктона — людей, которые не обладают специальными знаниями или навыками, в основном работая на ПК. Увеличилось количество и самих ПК, появились кулеры, зоны отдыха.

 5. Зарплата на карточки

За десять лет мы забыли, что такое выдача зарплаты продукцией предприятия. Мало того, работодатели перестали платить своим сотрудникам наличными и начали перечислять зарплату на карточки. При этом многие как огня боялись банковских карт, плохо понимали, что с ними делать, теряли ПИН-коды, сами карты, становились жертвами мошенников. В дни зарплат очереди в крупных компаниях выстраивались уже не у касс бухгалтерии, а у банкоматов. 70% банковских карт в России — зарплатные. Бум зарплатных карт привел и к увеличению численности персонала банков, которым потребовались специалисты по работе с клиентами, операторы в call-центры.

 6. Годы соцпакетов

 Социальный пакет пришел в Россию в феврале 2002 года, когда взамен советского КЗОТа был принят Трудовой кодекс. Он законодательно закрепил обязанность работодателя оплачивать своему сотруднику обязательное медстрахование, отпуск, больничный, отчислять деньги в Пенсионный фонд. Тогда же компании стали предлагать работникам дополнительные льготы: добровольное страхование, оплату мобильный связи, транспорта, бесплатные обеды. В 2004 году, по данным опроса ВЦИОМа, только 14% считали важным наличие соцпакета, в 2007 — 27%, в 2008 — уже 59%. В период кризиса соцпакеты серьезно «похудели». По данным КА «Анкор», их урезала треть работодателей. По данным Kelly Services, сократили добровольное медицинское страхование (20%), оплату мобильной связи (16%), компенсации затрат на питание (13%).

 7. Рынок работника

 В нулевых рост ВВП составил 57%, а численность населения падала. Из-за этого по всей стране, особенно в крупных городах, возник дефицит персонала. Рынок труда стал принадлежать работнику — увольняясь из одной компании, человек получал сразу несколько предложений от других. Началась гонка зарплат, причем они росли неоправданно быстро, увеличившись в среднем с 8554 рублей до 17 112 рублей, то есть в два раза. В период кризиса зарплатный «пузырь» лопнул, и средний заработок упал до 15 200 рублей.

 8. Учимся продавать

 Менеджер продаж — самая востребованная профессия последних десяти лет. Россияне сложно привыкают, профессия долго считается непрестижной, многие уверены, что «впаривать» товар плохо и что хороший товар продается сам. Ближе к концу десятилетия многие поняли, что работа в продажах — это верный кусок хлеба не только с маслом, но и с икрой. Больше всего получают медицинские и фармпредставители и менеджеры продаж ИТ-услуг.

 9. Начальников много, рабочих не хватает

 Увеличившиеся штаты коммерческих структур потребовали большого количества не совсем компетентных начальников. Во время кризиса многие компании обнаружили, что в штате многовато не только офис-менеджеров, но и начальников, что привело в том числе к повышению конкурса на управленческие должности. Нехватку рабочих не насытил даже кадровый кризис. Престиж рабочих профессий повышается, но медленно. В итоге при достойных зарплатах и постоянном дефиците кадров найти хорошего электросварщика или фрезеровщика сложно и сейчас.

10. Бегство от карьеры

В последнее десятилетие вошло в обиход понятие «дауншифтинг». Чаще всего оно звучит в контексте «бросить успешную работу и уехать из большого города» ради спокойной жизни. Менее радикальные варианты дауншифтинга — найти менее ответственную и оплачиваемую работу или в принципе меньше работать. Дауншифтить уходят с топовых позиций и высоких зарплат, устав от стрессов, цейтнота, постоянной ответственности и очень больших денег. Например, в Индонезию в 2008 году переехали 70 тысяч русских. Кризис вызвал новую волну дауншифтеров: люди уезжали, поскольку было очевидно, что прежних зарплат в России в ближайшее время не будет, да и прежней работы зачастую — тоже.

 Источник: hr54.ru

Постоянный адрес материала: http://www.hr-life.ru/news/2869