Рынок услуг по подбору персонала с начала кризиса уменьшился минимум на 25%



Многие крупные и известные агентства сократили занимаемые офисные площади в пять раз, а персонал — на три четверти. Особенно тяжело пришлось тем, кто специализировался на подборе специалистов в наиболее пострадавших отраслях — финансовой и строительной.

По данным Ассоциации консультантов по подбору персонала (АКПП), годовой объем рынка рекрутинга в 2000 году составлял около $50 млн, зато уже в 2008 году едва не дотянул до $500 млн. Как рассказал Валерий Оськин, исполнительный директор АКПП, в 2000-2005 годах рынок услуг по подбору персонала в России рос на 12-17% в год, а в 2006-2008 годах — на 20-30%. Если бы не кризис, то, по прогнозу аналитиков, в 2008 году объем рынка должен был составить $510-530 млн. К началу кризиса доля кадров, подобранных агентствами, составляла 5-7% от всего нанимаемого в стране персонала. Для сравнения: в развитых странах эта доля достигает 25%. Однако высокие темпы развития индустрии отечественного рекрутинга позволяли надеяться, что очень скоро и мы приблизимся к этому уровню.

На сентябрь 2008-го в России, по данным компании «Кадровый дозор», количество агентств составило 2105 (из них в Москве — 688, в Санкт-Петербурге — 188), общая численность занятых в этом бизнесе — почти 20 тыс. На сегодняшний день, по данным «Кадрового дозора», уже закрылось примерно 25% агентств. Многие крупные и известные агентства сократили занимаемые офисные площади в пять раз, а персонал — на три четверти. Особенно тяжело пришлось тем, кто специализировался на подборе специалистов в наиболее пострадавших отраслях — финансовой и строительной. «Закрылись практически все узкопрофильные кадровые агентства и те агентства, которые зависели от нескольких ключевых клиентов,— рассказывает Татьяна Долякова, генеральный директор Penny Lane Personnel. — Выжили компании с широкой специализацией, кто работал в разных отраслях и направлениях».

Ничего удивительного, что в сложившейся ситуации практически все игроки рынка начали демпинговать. По словам Ирины Писаревой, руководителя отдела подбора персонала крупной дистрибуторской компании, агентства обрывают телефоны, предлагая подбирать персонал за 10-14% от годового заработка сотрудника против докризисных 20-25%. Кроме того, как заметила Марина Тарнопольская, генеральный директор «Агентства «Контакт», рекрутеры автоматически попали в общую цепочку падения доходов: снижение зарплат кандидатов подразумевает и уменьшение гонораров агентств.

Для компаний, в которых эффективно работает внутренний рекрутмент, услуги агентств сейчас требуются реже. И не только потому, что кандидатов стало больше. В нынешних условиях люди более активно ищут работу и не ограничиваются рассылкой резюме лишь в рекрутинговые агентства, а отправляют и напрямую интересующим их работодателям. Кроме того, по наблюдениям HR-специалистов, кризис сбил спесь с соискателей, сделав их гораздо сговорчивее. Другая закономерная причина перехода на подбор собственными силами — желание внутренних HR-специалистов, особенно если они не единственные в компании, показать свою нужность и сохранить собственное рабочее место.

В связи с увеличением числа резюме многие компании ожидали притока на рынок уникальных, высокопрофессиональных и недорогих сотрудников. Однако, как считает Ольга Бекунова, директор департамента персонала «Брок-Инвест-Сервис», такие надежды не имели и не имеют од собой серьезных оснований. «Во-первых, потому, что таких сотрудников никогда не было много, и им просто неоткуда взяться. А во-вторых, компании всех направлений деятельности начали избавляться от лишних работников, взятых во времена благоденствия», — объясняет Бекунова. С этим наблюдением согласен и Андрей Ященко, управляющий директор мебельного холдинга Mobel & Zeit: «Действительно, количество соискателей выросло более чем в два раза, однако, к сожалению, их качество невысоко, так как компании сокращают далеко не самых лучших». Количество свободных «хороших кандидатов» на рынке труда, по оценке Михаила Богданова, руководителя консалтинговой группы «Консорт», увеличилось максимум на 15%.

Что же касается второго кризисного бонуса — существенного снижения зарплатных ожиданий «хороших кандидатов», то и это во многом заблуждение. «Я не разделяю полностью мнение, что сегодня можно существенно сэкономить на найме высококлассных специалистов,— комментирует Елена Дмитриева, руководитель HR-отдела Columbus IT.— Такие кандидаты просто так на рынке труда не оказываются, работодатели прикладывают все усилия, чтобы сохранить компетентных сотрудников. А по наблюдению Константина Мельникова, директора по персоналу группы компаний «Интелис», к весне 2009 года находить специалистов в области ИТ и продаж стало намного труднее, чем зимой. «Прошли волны сокращений, высвободившиеся профессионалы уже нашли работу,— рассказывает Мельников.— Резко уменьшилось количество желающих сменить работу — люди держатся за свое место».

Как выразился независимый эксперт Антон Петровский, рекрутинг не умер, просто исчезла халява. Потребность в услуге как была, так и осталась, однако именно в профессиональной услуге. Большинство опрошенных HR-директоров, уже работавших до кризиса с кадровыми агентствами, продолжают заказывать подбор персонала и сегодня — правда, уже не на все открытые вакансии, как раньше.

Помимо явных минусов экономический кризис несет и так называемые оздоровительные изменения для многих отраслей, в том числе и для рекрутинга. «К сожалению, сотрудничество с некоторыми даже очень маститыми и известными агентствами было, по правде сказать, нерентабельным и неадекватным по соотношению срок-цена-качество, — рассказывает Ольга Бекунова. — Поэтому мы зачастую отказывались от их услуг и переходили к самостоятельному — вполне, кстати, успешному — поиску». Сегодня же многие из опрошенных клиентов отмечают заметное улучшение качества.

Коммерсант

Постоянный адрес материала: http://www.hr-life.ru/news/2365